суботу, 20 липня 2013 р.

Восставшие против позитива!



Наше общество живет под лозунгом «Живи с позитивом». На эту тему приводится много цитат современных писателей и классиков, хотя цитаты из классики просто выдернуты из текстов, а те известные люди, которые давали и дают советы быть успешными, стремиться к цели, никому не обещают, что будет легко, что не будет поражений, болезни и боли. Жизнь не может быть всегда безоблачной, бывают ветры и ураганы, есть рядом люди, боль которых нужно разделить, понять, помочь, бывает плохо и самому. Размышлять, откуда и почему приходят страдания, наверное, бесполезно, но без них мы не ощущали бы в полной мере радость и счастье.
Очевидно, спокойствие и постоянный позитив делают человека равнодушным к окружающим людям. Стремление к личной цели очень часто заслоняет от проблем других людей.  Я иногда слышу фразу: «давай не будем о плохом», а мне хочется сказать: « А давай будем!»  Я не поддерживаю постоянно ноющих и недовольных людей, но и тех, которые ради собственного спокойствия отгораживаются от всех проблем родных, близких и тех, кто обращается за помощью, тоже не могу  понять.
Меня очень заинтересовали такие известные итсторические творческие личности как Михаил Олександрович Врубель и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом.  Ничего вам это не напоминает? Не похоже ли это на наше время?
На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля Михаила Александровича. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности.
Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Врубеля с М.Е.Лермонтовым  художника сближало то, что оба  лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Восставшие против безразличия и против позитивизма свого времени, взяли на свои плечи нелегкую ношу, они оба избрали сложный и противоречивый образ демона, чтобы показать свое несогласие, сопротивление.  

В основе "Демона" лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и небеса презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нем нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. "Мцыри" и "Демон" дополняют друг друга. Разница между ними — не психологическая, а внешняя, историческая. Демон богат опытом, он целые века наблюдал человечество — и научился презирать людей сознательно и равнодушно. Мцыри гибнет в цветущей молодости, в первом порыве к воле и счастью; но этот порыв до такой степени решителен и могуч, что юный узник успевает подняться до идеальной высоты демонизма. Несколько лет томительного рабства и одиночества, потом несколько часов восхищения свободой и величием природы подавили в нем голос человеческой слабости. Демонизм — общее поэтическое настроение, слагающееся из гнева и презрения; чем зрелее становится талант поэта, тем реальнее выражается это .
В основе многих стихов Лермонтова также лежат те сложные  чувства относительно "света" и "мира", но они направлены на осязательные, исторически точные общественные явления.

Михаил Лермонтов
«Молитва»


Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Михаил Лермонтов
«Мой демон»

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Михаил Лермонтов
«Вечер»

Когда садится алый день
За синий край земли,
Когда туман встает, и тень
Скрывает все вдали,
Тогда я мыслю в тишине
Про вечность и любовь,
И чей-то голос шепчет мне:
Не будешь счастлив вновь.
И я гляжу на небеса
С покорною душой,
Они свершали чудеса,
Но не для нас с тобой,
Не для ничтожного глупца,
Которому твой взгляд
Дороже будет до конца
Небесных всех наград.









Немає коментарів:

Дописати коментар